Тестирование синтетических покрытий легкоатлетических сооружений

Тестирование синтетических покрытий легкоатлетических сооружений

СТАНДАРТ №_002A-2011_____

СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПОКРЫТИЯ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ.

Москва - 2011 год


Содержание:

1. Назначение и область применения.

2. Нормативные ссылки.

3. Термины и определения.

4. Общие требования к оценке техники безопасности.

5. Программа оценки безопасности синтетических покрытий легкоатлетических сооружений.

6. Сводная таблица критериев, нормативных значений и методик проверки.


1. Назначение и область применения.

Настоящий стандарт устанавливает перечень критериев для оценки техники безопасности на синтетических покрытиях легкоатлетических сооружений при проведении спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий, методы проверки и допустимые значения указанных критериев.

Стандарт будет использован для оценки:

- спортивных легкоатлетических сооружений, включая открытые спортивные сооружения для занятий легкоатлетическими видами спорта и активного отдыха.

Данный стандарт может быть расширен и дополнен по усмотрению АНО «Центр содействия развитию физической культуры и спорта».

2. Нормативные ссылки.

EN 13036-4.

EN 1969 (Floor-Test FT3).

EN 14808:2005.

EN 14809:2005.

IAAF - IAAF Track and Field Facilities Manual 2008 Edition.

3. Термины и определения.

Объекты спорта – объекты недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения.

Оценка техники безопасности – комплекс мероприятий, действий, измерений, испытаний, позволяющих определить возможность использования объектов спорта гражданами РФ (или иными гражданами) при получении ими физкультурно-оздоровительных услуг, а также при проведении спортивных соревнований и мероприятий различного уровня

4. Общие требования к оценке техники безопасности.

Существует большое количество разновидностей различных синтетических покрытий, различающихся как по материалам, использованным для их изготовления, так и по способу укладки покрытий. Тем не менее, ко всем типам предъявляются одинаковые требования:

§ покрытие должно иметь заданные характеристики взаимодействия со спортсменом (такие как упругость, фрикционные свойства и т.д.);

§ покрытие должно быть уложено с надлежащим качеством.

Однородность требований к различным синтетическим покрытиям позволяет осуществлять контроль его характеристик на основе системы стандартизированных методик и показателей, общих для всех видов покрытий. Кроме того такой подход позволяет осуществлять действительно объективную оценку характеристик покрытия, качества материалов, использованных при его производстве, и качества собственно работ по укладке покрытия

Оценка техники безопасности на объектах спорта при проведении спортивных и физкультурных мероприятий осуществляется на основе Программ оценки безопасности.

5. Программа оценки безопасности синтетических покрытий легкоатлетических сооружений.

Программа оценки безопасности синтетических покрытий легкоатлетических сооружений осуществляется путем проведения полевых испытаний. В ходе испытаний определяется соответствие (или несоответствие) синтетического покрытия требованиям, изложенным ниже в настоящем разделе.

5.1. Требования к синтетическим покрытиям легкоатлетических сооружений.

Дефекты.

Не допускается наличие таких дефектов покрытия, как вздутия, трещины, отслоения, плохо затвердевшие участки и т.п.

Ровность покрытия.

Покрытие должно быть уложено так, чтобы на выбранном уровне отсутствовали выступы или впадины, превышающие 6 мм под 4-метровой рейкой. Впадины под 1-метровой рейкой не должны превышать 3 мм. Не должно быть ступенчатых неровностей с высотой более 1 мм.

Толщина.

Толщина покрытия не должна быть ниже установленной в следующих секторах:

Наименование сектора

Толщина, мм

Длина участка

Прыжки в высоту

20

Последние 3 м

Тройной прыжок

20

Последние 13 м

Прыжки с шестом

20

Последние 8 м

Метание копья

20

Последние 8 м с зоной выбега

Яма с водой для стипль-чеза

25

Зона приземления

Поглощение удара.

Уровень поглощения удара должен находиться в пределах 35 - 50% при любой температуре покрытия в пределах 10°C - 40°C. Если во время измерений температура покрытия выходит за пределы этого диапазона, допускается температурная коррекция полученных результатов путем интерполяции графика зависимости снижения усилия от температуры, полученного в ходе лабораторных испытаний для точно уложенного покрытия. При отсутствии такого графика проверка покрытия вне заданного температурного диапазона не проводится.

Вертикальная деформация.

Вертикальная деформация должна находиться в пределах 0,6 мм - 2,5mm при любой температуре покрытия в пределах 10°C - 40°C. Если во время измерений температура покрытия выходит за пределы этого диапазона, допускается температурная коррекция полученных результатов путем интерполяции графика зависимости вертикальной деформации от температуры, полученного в ходе лабораторных испытаний для точно уложенного покрытия.

Коэффициент трения.

Коэффициент трения мокрого синтетического покрытия должен быть не меньше 0,5 (по шкале прибора TRRL это соответствует отметке 47).

5.2. Проверка характеристик синтетических покрытий легкоатлетических сооружений.

Программа испытаний.

Настоящим стандартом предусматривается проведение полевых испытаний уложенных синтетических покрытий непосредственно на легкоатлетических сооружениях.

Места проведения испытаний.

При проведении полевых испытаний синтетических покрытий на легкоатлетическом сооружении с длиной дорожки 400 м, измерения (за исключением толщины покрытия) проводятся в следующих точках:

§ по выбору испытательной лаборатории на любой дорожке в пределах первого радиуса.

§ в центре второй от бровки дорожки , на отметке 130 м обратной прямой.

§ в центре второй от внешнего края дорожки, на отметке 160 м обратной прямой.

§ по выбору испытательной лаборатории на любой дорожке в пределах последнего радиуса.

§ в центре ближайшей к бровке дорожки, на отметке 320 м главной прямой.

§ в центре ближайшей к внешнему краю дорожки 4, на отметке 350 м главной прямой.

§ на каждом из секторов.

В рамках программы проведения проверок приняты следующие определения для расстояний: первый радиус – от 10 м до 100 м, обратная прямая – от 110 м до 200 м, последний радиус – от 210 м до 300 м и главная прямая – от 310 м до 400 м.

При проведении полевых испытаний синтетических покрытий на легкоатлетическом сооружении с длиной менее дорожки 400 м, измерения (за исключением толщины покрытия) проводятся в как минимум четырех точках равномерно распределенных по площади сооружения, но не менее 1 точки на 500 м² синтетического покрытия. Окончательный выбор точек измерения осуществляет испытательная лаборатория.

Толщина покрытия контролируется в местах установленной минимальной толщины.

5.3. Методы испытаний.

Дефекты.

Необходимо провести тщательную визуальную проверку всех участков синтетического покрытия, отмечая на плане спортивного сооружения положения всех обнаруженных дефектов и их размеры. Когда это уместно, можно сделать фотографию дефекта, чтобы иллюстрировать протокол испытаний.

Примечание: В некоторых случаях плохо затвердевшие участки покрытия могут быть обнаружены только после проведения проверки толщины покрытия. Так, например, плохо затвердевший материал может быть сразу обнаружен только после взятия пробы покрытия на толщину, когда выясняется, что он пачкается из-за не застывшей смолы. Это может случиться в многослойных системах, где один или несколько нижних слоев остаются в пастообразном состоянии при затвердевшем верхнем слое. Очень важно точно определить границы участка плохо затвердевшего материала.

Ровность.

Необходимо провести тщательную визуальную проверку всех участков синтетического покрытия. В местах визуального обнаружения неровностей или предположительного нахождения неровностей необходимо осуществить контроль неровностей с помощью круговых и поперечных движений 4-метровой рейкой. При обнаружении неровностей под рейкой необходимо с помощью калибровочного клина определить фактический размер зазора.

Если во время проверки с помощью 4-метровой линейки визуально обнаруживаются ступенчатые или прочие дефекты, которые дают по калибровочному клину значения ниже максимально допустимого, но при этом предполагается, что при проверке 1-метровой линейкой данный максимум будет превышен, необходимо поместить на обнаруженный дефект 1-метровую линейку и точно измерить его высоту по калибровочному клину.

Каждое место, где обнаруживается, что величина зазора превышает максимально допустимое значение, отмечается на плане укладки покрытия. При этом следует отметить, является ли отклонение от нормы выступом или впадиной.

Примечание: Иногда при медленном перемещении линейки для обнаружения максимального зазора становится ясно, является ли дефект выступом или впадиной. Для определения высоты выступа поместите на него середину 4-метровой линейки и поворачивайте ее на 360°, пока не будет получен максимальный зазор с одного конца линейки при прижатии другого ее конца к покрытию. Измерьте зазор под приподнятым концом линейки, а затем для получения высоты выступа разделите полученное значение пополам.

Толщина.

Для определения толщины покрытия используется откалиброванный 3-штырьковый толщиномер соответствующий стандарту EN 1969 (Floor-Test FT3). При замерах необходимо соблюдать осторожность, чтобы не проткнуть асфальтовое или щебеночное основание с битумной пропиткой, расположенное под покрытием.

Там, где обнаруживаются участки не соответствующие нормативным требованиям, необходимо снять дополнительные пробные замеры во всех направлениях, пока не будет измерена приемлемая толщина. По результатам замеров лаборатория определяет размеры участка, который необходимо вырезать данный участок покрытия и заменить его новым с увеличенной толщиной.

Поглощение удара.

Подробное описание аппаратуры и особенностей способа проверки приводятся в стандарте EN 14808:2005, за исключением того, что низкочастотный фильтр Баттерворта должен иметь характеристики 9-го порядка. Далее, для данного способа рассчитывается 95% доверительный предел (интервал) точностью ±1%.

Примечание: Если температура покрытия выходит за границы допустимого диапазона (10°C - 40°C), можно ввести температурную коррекцию результатов путем интерполяции лабораторных результатов по методике, описанной выше. При отсутствии графика для интерполяции результатов проверка покрытия вне заданного температурного диапазона не проводится. Однако в некоторых случаях можно избежать данной температурной коррекции, проведя проверку в другое время дня. Например, если спортивное сооружение находится в регионе с горячим климатом, проверки, проведенные ранним утром или вечером, могут обеспечить попадание температуры покрытия в указанный выше диапазон.

Вертикальная деформация.

Подробное описание аппаратуры и особенностей способа проверки приводятся в стандарте EN 14809:2005. Далее, для данного способа рассчитывается 95% доверительный предел (интервал) точностью ±1%.

Примечание: Если температура покрытия выходит за границы допустимого диапазона (10°C - 40°C), можно ввести температурную коррекцию результатов путем интерполяции лабораторных результатов по методике, описанной выше. При отсутствии графика для интерполяции результатов проверка покрытия вне заданного температурного диапазона не проводится. Однако в некоторых случаях можно избежать данной температурной коррекции, проведя проверку в другое время дня. Например, если спортивное сооружение находится в регионе с горячим климатом, проверки, проведенные ранним утром или вечером, могут обеспечить попадание температуры покрытия в указанный выше диапазон.

Коэффициент трения.

Для проведения испытаний используется установка, соответствующая стандарту EN 13036-4 (прибор TRRL), с резиновой подошвой, соответствующей стандарту CEN (CEN rubber).

Прибор устанавливается ровно на покрытие, при этом его ножки опираются на "распределительные" платины, не допускающие локализации прогиба покрытия под ножками в тот момент, когда маятник проходит нижнюю точку своей траектории. Высота ножек отрегулирована так, чтобы башмак не касался покрытия. Маятниковый рычаг свободно отпускается из исходного положения, и отмечается значение, фиксируемое на шкале прибора. Если оно не равно нулю, проводится регулировка упорных колец, и процесс повторяется до тех пор, пока не будет получено нулевое показание.

Опустите маятниковый рычаг и отрегулируйте высоту установки прибора так, чтобы башмак касался покрытия, при этом расстояние между вертикалями крайних точек касания должно составлять 125 – 127 мм. Зафиксируйте высоту установки прибора в этом положении и еще раз проверьте расстояние, проходимое башмаком по покрытию. Верните маятник в исходное положение.

Смочите контролируемый участок чистой водой и отпустите маятник, не регистрируя при этом первое показание прибора. Опустите маятник, еще пять раз, каждый раз регистрируя показания прибора. Определите среднее значение для пяти показаний. Если покрытие имеет направленный рельеф или текстуру, необходимо получить дополнительные результаты, установив при этом прибор так, чтобы башмак пересекал один и тот же участок покрытия под углами 90° и 180° относительно направления, использованного при получении первой серии показаний.


6. Сводная таблица критериев, нормативных значений и методик проверки.

Параметр

Нормативные требования

Источник нормативных требований

Методика проверки

Примечание

1

Проверка наличия дефектов

· вздутия

· трещины

· отслоение

· незатвердевшие участки

Отсутствие

IAAF ¹

IAAF ¹

2

Ровность

п.5.1. Программы

IAAF ¹

IAAF ¹

3

Толщина

п.5.1. Программы

IAAF ¹

IAAF ¹

4

Поглощение удара

35-50 %

IAAF ¹

EN 14808

С учетом требований Программы

5

Вертикальная деформация

0,6 - 2,5 мм

IAAF ¹

EN 14809

6

Коэффициент трения

≥ 47 по шкале испытательной установки

IAAF ¹

EN 13036

IAAF ¹ - IAAF Track and Field Facilities Manual 2008 Edition


При полном или частичном копировании (воспроизведении) ссылка на сайт http://sport-standart.ru/ обязательна.